Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из проблем, которая считается вечной и повторяется из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре является проблема социального аутсайдерства.
Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда субъективных и объективных причин не смогли найти достойное место в обществе. Они оказались в самых низших слоях общества. Это люди, которые не смогли «состояться» в жизни. Одной из крайних форм аутсайдерства является бродяжничество. Это форма отклоняющегося поведения, возникшая в результате двойного конфликта. С одной стороны, это неумение достичь целей в жизни законными средствами, а с другой — неумение прибегнуть к незаконным методам вследствие внутренних запретов. Это приводит к «бегству» от требований общества, смирению с создавшимся положением.
Бродяжничество — это систематическое перемещение из одной местности в другую в течение длительного времени либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Можно выделить две основные характеристики бродяжничества:
1) отсутствие определенного места жительства;
2) существование на нетрудовые доходы (социальный паразитизм). Впервые слово «бомж» («без определенного места жительства») появилось в милицейских протоколах, а затем перешло в разговорный язык. Сегодня оно обозначает просто опустившегося человека. Но надо понимать, что отсутствие определенного места жительства не всегда связано с деградацией личности. Не имеют жилья беженцы, вынужденные мигранты. Практически бездомными являются все проживающие в общежитиях, люди, уехавшие на заработки и не сумевшие там определиться, т. е. все, кто имеет по разным причинам временное жилье. Таким образом, необходимо различать понятия «бездомность» и «бродяжничество». Это одна сторона вопроса. С другой стороны, многие опустившиеся люди имеют жилье и прописку. В специальной литературе и жизни их определяют как лица «без определенных занятий» (БОЗ).
Что же представляет бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности, т. е. десоциализация. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (лат. marginalis — находящийся на краю), обозначающий пограничность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Этот термин имеет более широкое значение, т. к. под данное определение можно отнести не только бомжей, но и эмигрантов, мигрантов из села в город, представителей этнических, религиозных меньшинств, инвалидов и др. [5, 91].
Глава 1. Побеги из дома и бродяжничество как особая форма нарушения поведения.
При изучении и характеристике аномального поведения, поступков людей, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, в психологии и педагогике используется термин «девиантное поведение».
Девиантное поведение – любые поступки и действия, не соответствующие формальным или неформальным нормам [2, 20]. Общество дифференцирует свое отношение к девиантному поведению и контроль за ним следующим образом: отклонения в отрицательную сторону порицаются, на людей с таким поведением вешают «ярлык» или «клеймо» (алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальное поведение), а в положительную сторону – поощряются и приветствуются (гиперспособности, альтруизм). Таким образом, все формы девиаций подразделяются на позитивные и негативные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты/Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2008 – 341 с.
2. Змановская, Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. Пособие. – М.: Питер, 2011. – 351 с.
3. Кондратьев, М.Ю., Ильин, В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕРСЭ, 2007. 464 с.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Спб.: Питер, 2022 – 304 с. ил. – («Мастера психологии»).
5. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
6. Тигунцева Г. Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте: практикум / Г. Н. Тигунцева. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 231 с.
7. Челышева Ю.В., Зотова М.В. Основы асоциального поведения несовершеннолетних: учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 93 с.
8. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 219 с. — (Профессиональное образование).
Статья в журнале:
9. Ильин, В.А., Бонкало, С.В. Феномен бродяжничества с точки зрения психосоциальной теории развития: природа, сущность, ориентиры профилактики // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 150-156.